Психолог нашего клуба ответила на вопросы корреспондента газеты “Комсомольская правда”

Как подготовить ребенка к школе? Купить тетрадки, ручки и сунуть портфель в руки – мало. Школа для бывшего детсадовца может стать настоящим стрессом.

Здесь он получит не только знания, но и обидные прозвища, замечания, и первые оценки.

Пять наивных вопросов о том, как подготовить ребенка к школе, мы задали Елене Гришиной, психологу клуба развития и творчества «Диалог».

1. Стоит ли учить ребенка считать и писать до школы?

Родители хотят получить однозначный ответ на этот вопрос. Попробуем взвесить все плюсы и минусы. Например, ребенок ни читать, ни писать не умеет. Из-за этого, кстати, школа не имеет права отказать ребенку в поступлении. Задача школы как раз в том и состоит, чтобы обучать.

-Но нужно знать, что в школе на ребенка ложится двойная нагрузка – говорит Елена Владимировна. – С одной стороны малыш вынужден привыкать к новому режиму. С другой – должен получать знания. Две эти задачи выполнять одновременно тяжело. Потому, если базовые знания уже есть, малышу будет гораздо легче. Это позволит минимизировать нагрузку.

Не подготовленный к школе ребенок может чувствовать себя неловко на фоне «подготовленных» одноклассников. А это приводит к неуверенности.

-На самом деле умеющий и читать, и писать ребенок никогда не заскучает на уроке, – говорит Елена Владимировна. Наоборот, он будет чувствовать уверенность и даже азарт при выполнении школьных заданий.

2. Нужно ли помогать малышу с домашним заданием?

У родителей было целое лето, чтобы придумать, как быть в дальнейшем с домашними заданиями. Как правило у всех родителей есть четкие представления как себя вести. Помогать ли малышу, пожалеть и сделать все за него или оставить несчастного один на один с задачкой. Психологи советуют помогать, но делать это незаметно, чтобы ребенок сам в итоге находил правильное решение.

-У родителей тут будет две функции, объяснять задание, что требуется от малыша. И вторая функция – стимулировать интерес к предмету. Если предмет покажется ребенку скучным, то вряд ли он будет прикладывать усилия, чтобы решить эту задачку, – рассказывает Елена Владимировна.

3. Почему ребенок не хочет в школу?

Не ждите, что малыш всегда будет хотеть идти в школу. Это в некоторых случаях вполне нормально. Например, вы же сами тоже не всегда с удовольствием идете на работу.

-Важно объяснить малышу, что это необходимость. Расскажите, что дает школа и почему она важна.

Хотя нежелание идти в класс может объясняться и другими причинами. Такими, как завышенные родительские требования. Взрослые часто возлагают слишком большие надежды на малыша. Оправдать эти желания ребенок иногда не может, потому что просто не готов. Особенно когда неуспеваемость воспринимается родителями чересчур болезненно.

Ребенок может не хотеть в школу из-за того, что у него есть конфликт с одноклассниками – рассказывает Елена Гришина. – Если у вас доверительные отношения с ребенком, то он сам всё расскажет. Бывает и такое, что у ребенка конфликт с педагогом. И дело не в профессионализме или некомпетентности второго. Учитель может быть самым хорошим, но он находится на разных эмоциональных волнах с малышом. Тогда, как бы ребенок не старался, усвоить информацию он не сможет.

Теперь о том, почему предмет может показаться скучным. Здоровый ребенок никогда просто так не потеряет интерес к обучению. Но, его нужно правильно мотивировать. Это обязанность родителей.

-Один ребенок лучше воспринимает информацию на слух, другому нужно нарисовать, третьему – объяснять на пальцах, карандашах и яблоках. Это зависит от способностей ребенка, – говорит Елена Гришина. Внимательный родитель о таких особенностях знает.

Немаловажно хвалить ребенка за успехи. Удалось, пусть даже с вашей помощью, решить упражнение, похвалите его. А в следующий раз, уже в быту, невзначай попросите ребенка, например, пересчитать сдачу в магазине, потому что у него очень хорошо получается. Помните, что ребенок – это уже личность, ему также как и взрослому важно самореализовываться.

-Будущему первокласснику нужно объяснить, для чего необходимо учиться. Хороши будут примеры из школьного прошлого родителей. Только примеры положительные. Не запугивайте малыша своими байками. Выстроите положительную программу, настраивайте, предупреждайте, но не пугайте. Попробуйте заинтересовать малыша будущей профессией, мол если хочешь быть бухгалтером, учи математику.

4. Правда ли, что девочки больше готовы к школе, чем мальчики?

Девочки в 6-7-летнем возрасти немного опережают в развитии мальчиков. Потому считается, что они больше готовы к школе. Хотя все индивидуально. В целом, мальчики часто просто не хотят в школу, они консервативны, им сложно расстаться с детсадовскими друзьями. Тех занятий, что были в саду им достаточно, школа же – дополнительная нагрузка. Некоторые психологи считают, что нервная система мальчиков не приспособлена к длительному сидению на одном месте.

-Тем не менее уровень готовности к школе определяется не этим. Речь о психологической готовности. Ребенок должен перейти от детской фазы, где все мерится словом «хочу», к фазе, где есть слово «надо». Приучать ребенка к ответственности за свои поступки должны родители.

5. Как реагировать на замечания в дневнике?

Уймите свою первую реакцию. Успокойтесь. Не всегда ребенок бывает действительно виноват. Может же быть, что малыша спровоцировали, а учитель видел только финал истории, и счел виноватым именно его. Попросите его рассказать правду.

-Соврет ребенок только в одном случае – когда боится вас. А это уже проблема отношения, он не воспринимает вас как друга, значит не доверяет.

Если малыш действительно провинился, не отворачивайтесь от него. Объясните в чем именно он не прав, но встаньте все равно на его сторону.

На заметку

О секциях и кружках

Дополнительные курсы – большая нагрузка для первоклассника. Хотя это лучший способ дисциплинировать ребенка, привить ему ответственность. Лучше, если малыш сам выберет секцию по душе. Не реализовывайте через него свои несбывшиеся желания. Например, мама хотела быть скрипачкой, теперь вынуждает ребенка ходить в музыкальную школу. Не навредят «необходимые» курсы, пусть они не очень по душе самому малышу. Например, английский язык или спортивные секции.

Кстати

«Мы» или «Я и мой ребенок»

Часто родители, особенно мамы, рассказывая о ребенке, говорят «мы». Это влияет на формирование личности. Старайтесь не говорить так в присутствии ребенка. Он должен научиться отвечать за свои поступки. Для формирования самодостаточной личности лучше говорить «я и мой ребенок». Его дела должны быть только его делами, матерям особенно важно понять, что он уже не часть, а отдельное целое.

Важно

Самостоятельный первоклашка

Не носитесь с 6-7летним ребенком как с грудничком. Уже в 3-х летнем возрасте ребенок может быть достаточно самостоятельным. Если, конечно, ему это позволить. А уж к поступлению в школу, он точно физически готов выполнять обязанности по дому. Потому приучайте его к самостоятельности.

-С утра он сам может заправить постель, умыться, выйти к завтраку. Предоставляйте ему право выбора. Какой пенал выбрать, что кушать на обед. Если все решать за ребенка, то вырастет неуверенный в себе человек.

04-09-2011 Юлия Сальникова “Комсомольская правда” – Саратов