Конечно, родителей умиляет, когда малыш коверкает слова и «проглатывает» буквы. Этот безобидный дефект мало кто воспринимает как проблему. Чтобы это не переросло в более серьезные проблемы с речью, с малышом нужно заниматься. О развитии речи ребенка узнаем у Елены Коваленко, логопеда, руководителя клуба развития и творчества «Диалог».
Если ребенок делает ошибки
Родители и воспитатели должны знать, как относиться к ошибкам детей. Даже для правильно развивающихся детей характерны типичные или даже «закономерные» ошибки. Например, ребенок строит глагольные формы по образцу самой легкой глагольной формы. Отсюда появляются «жуваю», «вставаю». А существительные, не имеющие множественного числа, дети наделяют этой способностью. Так как же относиться к ошибкам?
-Если ребенок не правильно произнес слово, – рассказывает Елена Михайловна,- то ошибку обязательно нужно исправить. Произнесите слово верно и попросите малыша его повторить. Ни в коем случае не ругайте ребенка. И тем более не смейтесь над его ошибками. Часто бывает, что родители в присутствии ребенка пересказывают друг другу ошибки в речи малыша. В результате обиженный ребенок может и вовсе исключить из своей речи ту форму слов и те слова, над которыми смеялись взрослые. Еще один совет родителям. Старайтесь сами всегда говорить правильно. Дети ведь во многом перенимают речевые стереотипы взрослых.
«Съеденные» звуки
-Часто у детей встречается нарушение развития звуковой стороны речи, – говорит Елена Михайловна. – Дислалия – самый распространенный дефект речи. Когда ребенок не может произнести звук, он его либо пропускает, либо заменяет один звук другим. Но, родителям не стоит паниковать раньше времени. До трех лет этот дефект нормален, идти к логопеду пока рано. Иногда физиологическая дислалия связана с физиологическим дефектом речевого аппарата.
В речи ребенка довольно часто отсутствуют звуки. Это происходит потому, что органы артикуляционного аппарата недостаточно развиты для выполнения артикуляционных движений. Необходимо делать специальные упражнения, либо дома самостоятельно, либо совместно с логопедом. Но обязательно регулярно.
«Смазанная» речь
Иногда ребенка просто невозможно понять даже близким родственникам. Когда страдают не отдельные звуки, а артикуляция в целом, врачи могут говорить о дизартрии (нарушение иннервации мышц артикуляционного аппарата). Нарушения иногда могут быть еле заметны, но может быть и так, что у ребенка речь «смазана» настолько, что его невозможно понять.
-Тяжелые степени дизартрии, – рассказывает Елена Михайловна, – задерживают развитие связной речи у детей. Хорошим подспорьем в коррекции дизартрии является зондовый массаж. Это совершенно безболезненно и очень эффективно. Кстати, этим же способом можно растянуть подъязычную связку («уздечку»), и обойтись без хирургического вмешательства.
Общение со взрослыми
Иногда нарушение речи вызвано неблагоприятными условиями обучения и воспитания. Залог правильного развития ребенка – общение с взрослыми. Через речевое общение со взрослыми расширяется словарный запас ребенка. Родитель становится главным источником знаний. Потому важно общаться с малышом, не лениться и отвечать на его вопросы. Иногда недостаток этого общения может обернуться серьезными проблемами. Так, например, у глухих родителей дети часто страдают общим недоразвитием речи.
-Также общим недоразвитием речи, – говорит Елена Михайловна, – иногда страдают дети из двуязычных и многоязычных семей. Но при своевременном начале коррекции, при тщательном выполнении родителями и ребенком всех рекомендаций логопеда, малыш к моменту поступления в школу имеет уровень речевого развития, соответствующий своему возрасту.
Прерывистая речь
Нарушение плавности речи иногда сопровождается нарушением звукопроизношения. Начинать работу нужно с восстановления правильного произношения звуков. Причиной прерывистой речи часто является ограниченный словарный запас. Ребенок долго подбирает нужное слово, не может правильно произнести звук, затрудняется построить фразу. Помимо занятий с логопедом, рекомендуется больше времени уделять общению с ребенком. Если же речь идет о логоневрозе, то идеальным вариантом работы с ребенком будут занятия с логопедом и психологом.
Нарушение письменной речи
-Дефекты встречаются не только в устной речи детей, – рассказывает Елена Михайловна, – но и в письменной. «Обидные», повторяющиеся ошибки в тетрадях детей говорят о наличии дизорфографии или дисграфии.
Дети с дизорфографией не видят «ошибкоопасные» места в словах. Могут знать наизусть правила программы русского языка, и в то же время писать, не подчиняясь никаким правилам. Это очень стойкий дефект, требующий длительной кропотливой работы. Но и он при грамотном подборе программы поддается коррекции. Без коррекции дизорфографии у третьеклассников по сравнению с второклассниками количество ошибок не уменьшается, а наоборот, увеличивается.
Гимнастика для развития речи
Начинать комплекс упражнений лучше перед зеркалом. А когда ребенок научится правильно выполнять движение, зеркало можно убрать. Если у ребенка не получается какое-либо движение, то помочь поднять язык, можно ручкой от чайной ложки или шпателем. Повторять каждое упражнение нужно 10-15 раз. Главное – делать упражнения правильно и регулярно. Это тоже – один из хороших способов для безоперационного растягивания подъязычной связки.
Статические упражнение для языка:
«Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Динамические упражнения для языка:
«Часики». Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«Змейка» Рот приоткрыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
«Маляр» Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«Вкусное варенье» Рот открыт. Широким языком (движение вперед и вверх) облизать верхнюю губу и убрать вглубь рта.
Упражнение для губ
«Улыбка» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» Вытягивание сомкнутых губ вперед.
«Заборчик» Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«Бублик» Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
Упражнение для формирования правильного произношения звуков [с], [с’], [з], [з’] и [ц]
«Футбол» Цель – выработать длительную, направленную воздушную струю. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.
«Фокус» Цель – учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыт, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.
Упражнения для формирования правильного произношения звуков [ш], [ж], [ч] и [щ]
«Накажем непослушный язычок». Цель – учить расслаблять мышцы языка. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…».
Упражнения для формирования правильного произношения звуков [р], [р’]
«Барабан» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д…».
«Шмель» Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос.
На заметку
Еще один совет родителям: не затягивайте момент прощания ребенка с соской, не позволяйте малышу сосать палец, регулярно посещайте ЛОР врача для профилактики увеличения аденоидов. Эти «мелкие недоразумения» в будущем создадут ребенку немало проблем в виде межзубного сигматизма (очевидное выглядывание язычка между зубами в процессе говорения), неправильного прикуса, отитов.
29-09-2011 Юлия Сальникова Комсомольская правда – Саратов